Нарушения речи как у взрослых, так и у детей могут быть следствием «неправильного формирования» тех, или иных компонентов психической функции в детском возрасте либо нарушением работы уже сформированной речевой системы вследствие патогенного воздействия на нервную систему человека в более зрелом возрасте.
В зависимости от времени возникновения дисфункции, ее характера и интенсивности изменяются симптомы и качество речевых нарушений. Ниже приведены две наиболее распространенные классификации речевых нарушений, используемые в отечественной системе здравоохранения и образования.
Психолого-педагогическая классификация
Далее приведем пример еще одной классификации речевых нарушений (психолого- педагогическую), разработанную для комплектации детских речевых групп на основании симптома нарушения речи:
Нарушение средств общения
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- Общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, афазия
Нарушение применения средств общения
- Заикание
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
Нарушения устной речи
- Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте
- Ринолалия (носовая речь) - нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта периферического отдела речевого анализатора
- Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) стороны речи при недостаточной иннервации мышц, обеспечивающих речевую функцию
- Дисфония – нарушение голоса (воспаление голосовых связок – ларингиты)
- Заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата
- Алалия – отсутствие или недоразвитие речи из-за органического повреждения мозга до 3-х летнего возраста
- Афазия – отсутствие или распад речи в результате органического повреждения головного мозга после 3-х лет
- Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, повтор и пропуск слогов при сохранных грамматическом, лексическом и фонетическом аспектах речи. В чистом виде встречается редко – чаще в составе других речевых нарушений
- Брадилалия – патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. Чаще встречается в составе других речевых нарушений
Нарушения письменной речи
- Дисграфия – расстройство письменной речи, проявляющееся в специфических часто повторяющихся ошибках
- Дислексия – недостаточность чтения. Ошибки восприятия букв
- Дизорфография – невозможность автоматического применения на практике правил языка
В приведенной выше классификации расстройства устной речи разграничены в соответствии с органическими нарушениями, являющимися причинами этих речевых расстройств. Данные диагнозы ранее традиционно выставлялись врачами (неврологами), а не логопедами и психологами, несмотря на частую недостаточную компетенцию врачей в диагностике речевых нарушений. В настоящее время ситуация меняется и появляется все больше медицинских учреждений, где подобный речевой диагноз выставляется непосредственно речевым специалистом – логопедом, нейропсихологом.